Новинки

Беллетристика

Фев 11, 2021 86
беллетристика
Аберкромби, Джо. Герои : роман / Д. Аберкромби ; [пер. с англ. А. Шабриной; ил. А.…

Литература non fiction

Фев 11, 2021 102
Литература non
Аль-Халили, Джим. Квант. Путеводитель для запутавшихся / Д. Аль-Халили ; [пер. с англ.…

Книги для детей и подростков

Фев 11, 2021 113
детская
Абгарян, Наринэ. Счастье Муры / Н. Абгарян ; [ил. О. Громовой]. - Москва : АСТ, 2020. -…

Рекомендуем

Книжный анонс

Фев 20, 2021 84
«Пулеметчики»
Артем Драбкин, «Пулеметчики»

Афиша

afs

Борис Андреевич -*-

Борис Андреевич Юрковский

Июнь 16, 2015 6870
Б.А. Юрковский. Москва, 20 сентября 1906 г.
6 июня 2015 г. в МВК «Волоколамский кремль» состоялась передача уникальных документов,…

Напишите нам:

Пожалуйста, введите Ваше имя
Пожалуйста, введите Ваш адрес электронной почты Ошибка в адресе почты
Пожалуйста, введите Ваше сообщение

Памятные даты

Мы в соцсетях

vk
vk
Ok
you
fac

Партнёры

1 1 1 3
Центральные библиотеки субъектов РФ  88x31 0202
1_4  polpred
НЭБ  Национальная электронная детская библиотека
Русская история 
12

Далее

Рейтинг:  0 / 5

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Церковь Ризположения Московского Кремля

Храм Ризположения расположен на Соборной площади Московского Кремля. К сожалению, он не так хорошо известен москвичам, как Успенский или Архангельский соборы. Возникновение церкви на этом месте связано с удивительной легендой. Еще в V веке от Рождества Христова, неподалеку от Назарета были обнаружены одеяния Богородицы – ее риза. Ризу перенесли в Византию, основав в честь этого великого события храм. В дальнейшем эта риза неоднократно чудесным образом спасала Константинополь от неминуемого захвата противниками. День обретения ризы Пресвятой Богородицы стал большим праздником на Руси, перенявшей религию и обряды от Византии.

Название церкви идёт от византийского праздника, отмечающего прибытие в Константинополь Ризы Богоматери, которая, по преданию, несколько раз спасла город от нашествий врагов. Летом 1451 года, накануне праздника Обретения Ризы, к стенам Кремля подошли татарские войска. Татары подожгли вокруг крепости все деревянные постройки, и дым от них душил кремлевских защитников. Митрополит Иона в дыму и под градом стрел провел крестный ход, прося помощи у Богородицы. И случилось великое чудо: ночью татарам привиделось огромное войско, пришедшее на защиту Кремля.

В потемках татарские отряды, бросив все награбленное, спешно бежали из Москвы. В память об этом событии Иона распорядился основать церковь в честь Положения Ризы Богородицы. В конце XV века на ее месте была возведена новая каменная церковь.

Так как церковь была выстроена рядом с двором митрополита, в скором времени она стала его домовым храмом. В дальнейшем, вплоть до середины XVII века, митрополиты и патриархи молились здесь в уединении. Возвели Ризположенскую церковь псковские зодчие Кривцов и Мышкин. Возможно, постройка была доверена русским мастерам во избежание народных волнений: ведь большинство каменных построек в Кремле возводили итальянские архитекторы – иноземцы, что вызывало ропот среди народа. Ризположенская церковь стала примером воплощения традиций русского зодчества. Рядом с величественным Успенским собором она кажется изящной и воздушной.

Когда-то высшие духовные лица попадали в церковь Ризположения, не выходя на улицу – по крытым переходам, ведущим от митрополичьих палат. В нижнем ярусе церкви – подклете – хранилось драгоценное имущество митрополита. Ризположенская церковь неоднократно страдала от пожаров и разорений. Самый большой вред был нанесен ей в смутное время, на рубеже XVI и XVII веков, когда Москва была захвачена шведско-польскими интервентами. Надеясь поживиться драгоценностями митрополитов и патриархов, они уничтожили большую часть церковных интерьеров. Восстанавливали церковь уже представители новой правящей царской династии – Романовы.

В связи с тем, что внутреннее убранство церкви было восстановлено одновременно, сейчас оно является прекрасным примером единообразного оформления храма XVII века. Почти сразу же после реставрации Ризположенской церкви был выстроен новый патриарший двор с внутренним храмом. Патриарх передал церковь Ризположения царскому двору, она была соединена переходами с палатами цариц и царевен и в скором времени стала одним из домовых храмов царской семьи. Над северной и западной папертями церкви Ризоположения возвели крытые галереи. Позже с западной стороны была пристроена часовня для доступа к чудотворному образу Печерской Богоматери.

Церковь Ризположения сооружена в стиле ранне-московского зодчества, с некоторыми элементами псковской архитектуры. Небольшой одноглавый трехапсидный кирпичный храм поставлен на подклет. Изящный барабан увенчан шлемовидным золотым куполом. Глава украшена геометрическим рисунком из кирпича. Стены по вертикали разделены на три части и с трех сторон украшены орнаментированным поясом из обожженной глины, который делит фасады церкви на два яруса.

Три полукруглые апсиды расчленены тонкими полуколонками с белокаменными деталями. Стены завершаются килевидными закомарами, а своды опираются на четырехгранные столбы. На центральных закомарах северного, западного и южного фасадов устроены неглубокие ниши-киоты. Во второй половине XVI века северный и западный белокаменные порталы храма были заменены кирпичными, подобными порталам собора Василия Блаженного.

К храму Ризположения примыкает Собор Спаса Нерукотворного. Необычно решено завершение храма Ризположения. Переход к световому барабану решен без парусов — место пересечения центральных коробовых сводов прорезано цилиндрическим барабаном световой главы. Снаружи стены членятся на прясла лопатками. Центральное прясло и венчающая его закомара — значительно шире и выше боковых. С южной стороны сохранился перспективный портал с колонками, имеющими расширения — дыньки и сноповидные капители, к которому ведет высокое крыльцо. С трех сторон церковь украшена фризом из терракотовых балясин и орнаментальных плит.

Церковь Ризположения Московского Кремля

Роспись стен церкви выполнена в 1644 году иконописцами Сидором Поспеевым, Иваном Борисовым и Семеном Абрамовым в соответствии с средневековыми канонами: в куполе - Христос Вседержитель, на сводах - евангельские сюжеты, на стенах - росписи, тематически связанные с посвящением храма. Церковь Ризположения посвящена Богородичному празднику, поэтому содержание стенных росписей - это запечатленная в красках "похвала Богородице”. Из четырех рядов стенописи два верхних повествуют о жизни Богородицы, а два нижних ряда иллюстрируют прославляющий Ее торжественный гимн - Великий Акафист. Росписи выполнены в технике фрески (то есть красками по сырой штукатурке), а затем проработаны темперой.

В Храме Положения ризы Божией Матери ныне проводятся Богослужения: в день престольного праздника - утреня, затем Литургия.

Вход в церковь осуществляется с северной стороны. Здесь и сегодня хорошо сохранился декор XVII века – оформление портала и роспись в его арке. А в галерее, окружающей храм, в наши дни располагается экспозиция древнерусской деревянной скульптуры. При входе сразу же обращает на себя внимание горельеф святого Георгия – одна из самых древних деревянных скульптур России. Подобные скульптуры были своего рода объемными иконами и располагались в киоте. Святой Георгий традиционно считался покровителем Москвы, его изображение находится на городском гербе. Также здесь можно увидеть произведения мастеров-резчиков по дереву из других городов России.

Особый интерес представляют «Богоматерь Знамение» из Ростова, рельефная икона «Снятие с креста» из Новгорода, а также деревянные иконы из Соловецкого монастыря. Есть среди экспонатов и деревянное изображение митрополита Ионы, трудами которого была заложена Ризположенская церковь. На выставке представлено изображение Николая Можайского – образ, в котором чудотворец явился на защиту русского города Можайска. В самом храме располагается иконостас, иконы которого были выполнены в XVII веке артелью иконописца Назария Истомина. Фрески появились в храме в тот же период. Сюжетом стенных росписей является прославление Богородицы.

Церковь Ризположения Московского Кремля