Новинки

Беллетристика

Июль 15, 2020 288
bell
Александрова, Наталья. Ключ от вечности : роман / Н. Александрова. - Москва : АСТ, 2019.…

Литература non fiction

Июль 15, 2020 290
non fiction
Абуков, Сергей Навильевич. Великий князь Дмитрий Донской / С. Н. Абуков ; [худож. оформ.…

Книги для детей и подростков

Июль 15, 2020 279
det
Аверченко, Аркадий Тимофеевич. Весёлые рассказы для детей : рассказы / А. Т. Аверченко ;…

Рекомендуем

Книжный анонс!

Сен 04, 2020 75
анонс
Насколько сильно женщины отличаются от мужчин? О чём говорят ваши анализы и как понять их…

Афиша

afs

Борис Андреевич -*-

Борис Андреевич Юрковский

Июнь 16, 2015 6127
Б.А. Юрковский. Москва, 20 сентября 1906 г.
6 июня 2015 г. в МВК «Волоколамский кремль» состоялась передача уникальных документов,…

Напишите нам:

Пожалуйста, введите Ваше имя
Пожалуйста, введите Ваш адрес электронной почты Ошибка в адресе почты
Пожалуйста, введите Ваше сообщение

Памятные даты

Мы в соцсетях

vk
vk
Ok
you
fac

Партнёры

1 1 1 3
Центральные библиотеки субъектов РФ  88x31 0202
1_4  polpred
НЭБ  Национальная электронная детская библиотека
Русская история 
12

Далее

Рейтинг:  0 / 5

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Михаил Михайлович Зощенко

9 августа исполнилось 126 лет со дня рождения Михаила Михайловича Зощенко – классика отечественной литературы, драматурга, сценариста и переводчика. Благодаря своим ироничным, наполненными едкой сатирой произведениям, Зощенко прославился как «взрослый» писатель. Но кроме всего, у него есть чудесные рассказы для детей – особенные, неповторимые, с искромётным юмором, поучительные, при этом лишённые назидательности.

Михаил Михайлович Зощенко

Сам писатель родился в творческой семье. Отец - Михаил Иванович Зощенко - известный русский художник, мама — Елена Осиповна Зощенко, до брака была актрисой театра, писала свои рассказы и печаталась в газете.

Известны несколько интересных фактов из детства Михаила Михайловича, об одном из которых - о работе на строительстве музея Суворова в Санкт-Петербурге - писатель вспоминал так:

«В левом углу картины имеется зелёная ёлочка. Нижнюю ветку этой ёлочки сделал я. Она получилась кривая, но папа был доволен моей работой»

Отец Зощенко выкладывал мозаичную картину на фасаде, изображающую отъезд полководца Суворова из села Кончанского, а пятилетний Миша помогал.

Государственный мемориальный музей А.В.Суворова в Санкт-Петербурге

Государственный мемориальный музей А.В.Суворова в Санкт-Петербурге. Справа на фасаде мозаичная картина, созданная отцом М. Зощенко. Небольшая деталь выполнена самим Михаилом Михайловичем.

А вот ещё одна история о годах учёбы в восьмой гимназии Санкт-Петербурга:

«Учился я весьма плохо. И особенно плохо по русскому – на экзамене за аттестат зрелости я получил единицу по русскому сочинению… Эта неуспеваемость мне и сейчас тем более странна, что я тогда уже хотел быть писателем и писал для себя рассказы и стихи»

Однако, свой первый рассказ «Пальто» Михаил написал в 13 лет.

В начале 30-х годов, когда Михаил Михайлович был на пике популярности, вышел сборник рассказов для детей «Лёля и Минька». Писатель, вспоминая о собственном детстве, рассказывает юным читателям об озорных ребятах Лёле и Миньке, прообразы которых - сам Михаил Зощенко и его старшая сестра. В этих рассказах юмор сочетается с лёгкой грустью, их интересно читать как взрослым, так и детям. А ещё эти незатейливые истории, основанные на биографии писателя, легко и ненавязчиво учат юного читателя прописным жизненным истинам. 

Первая аксиома: «Не надо врать!». Именно так называется один из рассказов цикла о Лёле и Миньке. Семилетний гимназист-первоклассник не выучил заданное на дом стихотворение. А учитель вызвал его к доске. Тогда нерадивый ученик, слушая чужие путанные подсказки, стал говорить нелепости, за что и получил первую в жизни единицу . Тут всё и началось. Эту единицу, по совету девятилетней Лёли, мальчику захотелось скрыть. Как говорится, сколько верёвочке не виться, а кончику быть… Когда открылась правда, отец замечает:

«Люди, которые идут на враньё, — смешны и комичны». Из чего Минька извлёк важный жизненный урок:

«Я дал себе слово говорить всегда правду. И я действительно... так всегда и делаю. Ах, это иногда бывает очень трудно, но зато у меня на сердце весело и спокойно».

 Иллюстрация к рассказу М. Зощенко

Иллюстрация к рассказу М. Зощенко "Галоши и мороженое" из сборника "Лёля и Минька"

Вторая аксиома: «Не бери чужое, ради собственной прихоти!». Об этом рассказ «Галоши и мороженое». Любимым лакомством брата и сестры было мороженое. К сожалению, в один прекрасный день у ребят не оказалось денег, но помог случай – в придорожных кустах валялась рваная резиновая галоша. Предприимчивые дети выручили за неё некоторую сумму денег, которой хватило на два шарика вкуснейшего мороженого. Дальше события развивались стремительно и интересно. Вот только послевкусие от сладкого мороженого осталось горьким. Став взрослым, и кушая прохладное лакомство, писатель часто задавался вопросом: «Заслужил ли я это сладкое, не соврал ли и не надул ли кого-нибудь?»

Третья аксиома: «Не хвастайся!». В рассказе «Бабушкин подарок» любимец бабушки Минька – по её мнению, лучший мальчик на свете - получает в подарок монетки. Но ему жаль Лёлю, которую бабушка почему-то любит меньше. Брат делится монетками с сестрой. Спустя некоторое время, он поясняет свой поступок: «Всё-таки бабушка оказалась права. Я лучший мальчик на свете — я сейчас подарил Лёле две монетки». На что папа отвечает: «Нет, лучший мальчик на свете тот, который сделает что-нибудь хорошее и после об этом не будет хвастаться».

Всего в сборнике «Лёля и Минька» восемь коротеньких историй, которые нужно обязательно прочесть детям дошкольного и младшего школьного возраста, а также их родителям.

Завершается цикл в некотором смысле философским рассказом «Золотые слова», которые произносит папа юных героев.

«…всё это надо делать с умом… Всё надо делать с учётом изменившейся обстановки. И эти слова вам надо золотыми буквами записать в своём сердце. Иначе получится абсурд».

Повзрослев, Михаил Михайлович понял папины слова, этому он и следовал в своём творчестве.

«И этих слов, уважаемые дети, я всегда придерживался во всех случаях жизни. И в личных своих делах. И на войне. И даже, представьте себе, в моей работе. В моей работе я, например, учился у старых великолепных мастеров. И у меня был большой соблазн писать по тем правилам, по которым они писали. Но я увидал, что обстановка изменилась. Жизнь и публика уже не те, что были при них. И поэтому я не стал подражать их правилам. И, может быть, поэтому я принёс людям не так уж много огорчений. И был до некоторой степени счастливым. Впрочем, ещё в древние времена один мудрый человек (которого вели на казнь) сказал: «Никого нельзя назвать счастливым раньше его смерти».

Это были тоже золотые слова и важный жизненный урок.