Новинки

Беллетристика

Июль 15, 2020 312
bell
Александрова, Наталья. Ключ от вечности : роман / Н. Александрова. - Москва : АСТ, 2019.…

Литература non fiction

Июль 15, 2020 312
non fiction
Абуков, Сергей Навильевич. Великий князь Дмитрий Донской / С. Н. Абуков ; [худож. оформ.…

Книги для детей и подростков

Июль 15, 2020 304
det
Аверченко, Аркадий Тимофеевич. Весёлые рассказы для детей : рассказы / А. Т. Аверченко ;…

Рекомендуем

Книжный анонс!

Сен 04, 2020 96
анонс
Насколько сильно женщины отличаются от мужчин? О чём говорят ваши анализы и как понять их…

Афиша

afs

Борис Андреевич -*-

Борис Андреевич Юрковский

Июнь 16, 2015 6161
Б.А. Юрковский. Москва, 20 сентября 1906 г.
6 июня 2015 г. в МВК «Волоколамский кремль» состоялась передача уникальных документов,…

Напишите нам:

Пожалуйста, введите Ваше имя
Пожалуйста, введите Ваш адрес электронной почты Ошибка в адресе почты
Пожалуйста, введите Ваше сообщение

Памятные даты

Мы в соцсетях

vk
vk
Ok
you
fac

Партнёры

1 1 1 3
Центральные библиотеки субъектов РФ  88x31 0202
1_4  polpred
НЭБ  Национальная электронная детская библиотека
Русская история 
12

Далее

Рейтинг:  0 / 5

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Одним из лучших поэтов двадцатого века является Саша Черный, биография которого хоть и краткая, зато весьма интересная. Это тот человек, который сумел добиться всего самостоятельно. Несмотря на все преграды, сложный жизненный путь и множество других проблем, которые преграждали дорогу поэту, он все же стал личностью, достойной своего звания. И это не может остаться без внимания и уважения. 

Александр Гликберг

Александр Гликберг, известный под псевдонимом Саша Чёрный, родился в Одессе в еврейской семье. Его отец Мендель Гликберг владел аптекой, а родственники по материнской линии были купцами. У Александра Гликберга было четверо братьев и сестер — Лидия, Владимир, Ольга и Георгий. Родителям пришлось сменить веру и покрестить детей, чтобы они смогли учиться в гимназии.

Будущий поэт увлекался химией и иногда превращал дом в лабораторию: то пытался изготовить порох из зубного порошка, то разводил чернила из ягодного сока. При этом учеба в гимназии ему не давалась, и в 15 лет Гликберг сбежал из дома и отправился в Петербург. Первое время отец высылал ему деньги, чтобы он мог снимать себе жилье.

В столице мальчик продолжил обучение, но через год провалил экзамен по алгебре, и его отчислили. После этого Мендель Гликберг отказался оплачивать комнату сыну, и вскоре будущий поэт оказался на улице. В 1898 году историю о брошенном мальчике напечатала газета «Сын Отечества», и его взял на воспитание состоятельный чиновник из Житомира Константин Роше. Он привил своему воспитаннику любовь к поэзии, обучал его музыке. Осенью этого же года Александр Гликберг поступил в житомирскую гимназию. Но ее он тоже не окончил: поругался с директором и был отчислен без права возобновить учебу. В это время Гликбергу было почти 20 лет. Попытки получить образование на этом он оставил и вскоре добровольцем ушел в армию.

После службы Александр Гликберг два года работал в Новоселицкой таможне, а потом увлекся литературным творчеством. В 1904 году его статьи, театральные рецензии и фельетоны напечатали в житомирской газете «Волынский вестник»; здесь же под псевдонимом «Сам по себе» и «Мечтатель» Гликберг опубликовал первые стихи.

В 1905 году он снова уехал в Петербург. Здесь встретил свою будущую супругу Марию Васильеву, студентку Бестужевских курсов. Современник поэта Корней Чуковский так описывал ее: «Жена его, Мария Ивановна, была доктор философии. Она преподавала в высших учебных заведениях логику, и, признаться, я ее немножко побаивался. Да и он, кажется, тоже».

27 ноября 1905 года в сатирическом журнале «Зритель» вышло стихотворение «Чепуха», которое Гликберг впервые подписал псевдонимом Саша Чёрный. Героями поэтического фельетона стали генерал Николай Линевич, министр внутренних дел Петр Дурново, председатель Совета министров Сергей Витте и другие государственные чиновники. Цензоры, конечно, изъяли весь тираж номера, а сам журнал закрыли.

Но язвительные стихи поэта согласились печатать в других изданиях — «Маски», «Молот», «Скоморох», «Леший». С этого времени к нему пришла слава сатирика, а имя Саша Чёрный стало постоянным псевдонимом Александра Гликберга.

В 1906 году вышел первый сборник произведений Чёрного — «Разные мотивы». В него вошли сатирические стихи, гражданская лирика и автобиографические заметки. Но политическую сатиру не одобрила цензура и все экземпляры изъяли.

Вскоре Чёрный с супругой уехал в Германию. Вольнослушателем он несколько месяцев посещал лекции по философии в Гейдельбергском университете. Там же появился стихотворный цикл «У немцев», в котором поэт иронично изобразил филистера — немецкого мещанина.

Через два года он вернулся в Россию и устроился в редакцию журнала «Стрекоза». Но в апреле 1908 года коллеги стали выпускать новый сатирический журнал — «Сатирикон». Там печатались Аркадий Аверченко, Надежда Тэффи, Аркадий Бухов, Петр Потемкин и другие писатели. Чёрный был одним из самых популярных литераторов, журнал «Золотое руно» даже назвал его «королем поэтов «Сатирикона».

Современники рассказывали, что читатели искали на страницах издания прежде всего свежие фельетоны Чёрного, их заучивали наизусть, и даже Владимир Маяковский часто цитировал его сатирические строки. Лиля Брик вспоминала: «Когда на его просьбу сделать что-нибудь немедленно, получал ответ: сделаю завтра, он говорил раздраженно: «Лет через двести? Черта в стуле! Разве я Мафусаил?» Если в трамвае кто-нибудь толкал его, он сообщал во всеуслышание: «Кто-то справа осчастливил — робко сел мне на плечо» (цитаты из стихотворений Саши Чёрного «Потомки» и «На галерке». Сам Маяковский говорил, что любил стихи Чёрного за язвительный антиэстетизм. «Король поэтов» не участвовал в литературных вечерах, из всех коллег общался только с Александром Куприным и Леонидом Андреевым.

Чёрный перестал сотрудничать с изданием в апреле 1911 года. К этому времени он выпустил два сборника — «Сатиры» и «Сатиры и лирика». Книги были настолько популярны, что поэт переиздавал их пять раз. Летом Чёрный совершил небольшое путешествие по югу империи — жил в Одессе и Крыму, печатался в местной прессе. В 1912 году поэт побывал на Капри, где познакомился с Максимом Горьким. Писатель говорил о Чёрном «Он гораздо интересней и талантливее своих двух книжек и кажется мне способным написать превосходные вещи».

В это же время Чёрный начал писать для детей. Первым появилось стихотворение «Костер», позже поэт выпустил детский альманах «Голубая книжка» со своими произведениями — рассказом «Красный камешек» и песней «Вечерний хоровод».

Современники отмечали, что с юными читателями поэт быстро находил общий язык. Он охотно играл с ними во дворе, летом катал на лодке. «По лицу его я не мог не заметить, что здесь, на природе, среди детей, он совершенно другой, — писал Корней Чуковский. — Волосы у него растрепались, плечи молодо выпрямились, трудно было поверить, что этот беззаботный гребец еще так недавно твердил в отчаянно-горьких стихах, что его «…так и тянет из окошка / Брякнуть вниз о мостовую одичалой головой…».

Во время Первой мировой войны поэт добровольно ушел на фронт. Его определили в полевой госпиталь, который попал в зону боевых действий под польскими городами Ломжа и Замброво.

После войны поэт остался служить в приграничном Пскове в Управлении военных сообщений. Революцию Чёрный не принял и в 1918 году покинул Россию. Сначала он больше года жил в Литве, а затем, когда получил немецкую визу, отправился в Германию. Там он обосновался в пригороде Берлина. Русские эмигранты помогли найти жилье, связаться с издателями. «В Берлине мы прожили около трех лет, и оба мы были завалены работой, которая хорошо оплачивалась, — вспоминала супруга поэта. — Саша увлекался издательским делом, я, благодаря своим виленским ученикам, имевшим богатых родных и знакомых в Берлине, была завалена уроками».

Чёрный публиковал свои произведения в газетах «Руль», «Голос России», работал в эмигрантском издательстве «Грани». Позже он перешел в журнал «Жар-птица» и возглавил его литературный отдел. Издание отличалось от другой эмигрантской прессы — его выпускали цветным, иллюстрированным, с яркой обложкой. На страницах «Жар-птицы» выходили публикации о литературе, музыке, театре и живописи, а первый номер открылся стихотворением Саши Чёрного «Искусство».

В Берлине поэт провел около трех плодотворных лет. Он не только публиковался в изданиях немецкой столицы, но и сотрудничал с газетой «Свободные мысли» и журналом для детей «Зеленая палочка» в Париже, газетой «Сегодня» в Риге и пражской «Воля России». В 1922 году Саша Чёрный готовил к печати сборники произведений русских писателей для детей: двухтомный «Радуга» и альманах «Цветень», переводил немецкие сказки.

Через год Чёрный выпустил сборник стихов «Жажда», куда в основном вошли произведения, написанные в эмиграции, — циклы «На Литве», «Чужое солнце», «Русская Помпея» и другая лирика.

В 1923 году в Германии из-за экономического кризиса закрылись многие издательства — поэт был вынужден покинуть страну. Вместе с супругой он перебрался в Италию, в Рим, куда Марию Гликберг пригласила вдова писателя Леонида Андреева: «Обещав нам полный пансион за мои занятия с ее детьми (их было трое: Савва, Вера и Валентин) и ведение ее переписки на иностранных языках с издателями и театральными антрепренерами по поводу издания и постановки произведений ее умершего мужа».

Там Чёрный начал писать цикл «Из Римской тетради», а также опубликовал повесть «Кошачья санатория» о коте, который живет сытой жизнью, но мечтает о свободе. В Италии в то время было очень мало русских издательств. Чёрный писал своему другу, писателю Александру Куприну «Книг здесь нет, знакомых — ни души. Вообще, как в погребе».

Супруги прожили у Андреевых почти год и затем уехали в Париж. Переезд обошелся дорого: Чёрному пришлось продать Римскому университету свою коллекцию произведений русских классиков, которую он собирал всю жизнь.

 Для взрослых читателей Чёрный публиковал юмористические и лирические стихи, критические статьи и рецензии. Он тщетно пытался избавиться от псевдонима, который ему не нравился, — подписывал свои произведения «А. Чёрный». Однако для окружающих он так и остался Сашей.

Чёрный часто участвовал в благотворительных вечерах в помощь инвалидам Первой мировой войны и посещал русских эмигрантов во французских городах, в Бельгии, Сербии и Чехии. Он также поддерживал молодых русских писателей: привозил сборники соотечественников, выступал на литературных вечерах, помогал выпускать альманахи.

В 1932 году Александра Чёрного не стало — он умер от сердечного приступа в своем доме в Провансе. Его похоронили на местном кладбище Лаванду. На следующий год его друзья опубликовали его произведения, которые он готовил, но не успел напечатать при жизни: сказку «Белка-мореплавательница» и сборник юмористической прозы «Солдатские сказки».